понедельник, 9 июля 2012 г.

Сделано южнее Техаса (или смешение жанров по-мексикански)


Жанров в кино ой как немало. Во многих странах создатели той или иной картины предпочитают держаться в пределах рамок какого-то одного жанра, или же - в рамках сочетания схожих суб-жанров. Мексиканцы же часто совмещали несовместимое: комедию и научную фантастику, музыкальные фильмы и спортивные драмы... но, чаще всего, они добавляли в свою редкую формулу смешения жанров элемент хоррора, особенно, если вести речь о 50-х и 60-х годах ушедшего столетия. Объясняется это достаточно просто - очень часто даже фильмы ужасов не получали в Мексике практически никаких возрастных ограничений. А случалось подобное лишь потому, что в любой картине было что-то для зрителя любого возраста - это было то, к чему стремились многие создатели дешевого кино в стране текилы и сомбреро с огромными полями.

Но одно из многочисленный коктейльных сочетаний я хочу выделить особенно. Поговорим о взрывоопасной мексиканской смеси из вестерна и хоррора. В период с середины 50-х по конец 70-х в Мексике было снято около 12-15 подобных фильмов. Я расскажу о 3, на мой взгляд, наиболее удачных работах из всего, что было, из всего, что довелось увидеть. И это вовсе не значит, что они - лучшие. Просто самобытны и хороши.

Фильм "Плач смерти" (1959 год) эксплуатирует одну из самых популярных тем мексиканских исторических притч и сказаний - историю о плачущей женщине. Это далеко не первая мексиканская лента, в основу которой легла эта легенда. Первой подобной картиной стал фильм "Плачущая женщина" в 1933 году. Вот и здесь всё нечисто...

Уже год как на небольшом мексиканском городке лежит страшное проклятие. Умершая графиня возвращается из своей гробницы, чтобы отомстить виновникам смерти её детей, которые утонули в болоте при её жизни. Лишь фамильный нож, воткнутый в циферблат часов, стрелки которых остановились в момент её смерти, способны сдерживать проклятие. Однако, приехавший в город чужеземец, представитель власти, начинает подозревать, что всё это - дело рук далеко не мертвецов...

Очень необычная картина, снятая в готическом стиле, цепляет, в первую очередь своей визуальной составляющей. Снятый на цветную плёнку, он чем-то напоминает работы Бавы-старшего образца 60-х, где игра цветов в павильонах была способна свести с ума! Справедливости ради, стоит отметить, что в фильме "Плач смерти" хоррор составляющей на порядок больше, чем доли вестерна. Что нельзя сказать о фильме "Всадник с черепами", вышедший в 1965 году - работа гораздо менее серьезная, чем "Плач смерти", не потому, что к ней не нужно серьезно относиться, и не потому, что она не была задумана как серьезный хоррор... Просто это ни что иное, как сборная солянка в рамках одной сюжетной линии с нон-стоп экшн составляющей.

Всадник с черепами, ковбой в маске, сражающийся со злом во имя справедливости, сталкивается с чередой опасных противников в лице оборотня, что терроризирует свою родную деревню каждое полнолуние... вампира, с незапамятных времен пьющего кровь своих невинных жертв... и всадника без головы, что несёт страх и ужас. Попутно всадник помогает попавшим в беду жителям деревень избежать страшной участи.


Здесь отчетливо видна "супергеройская" линия, получившая своё начало в Мексике 50-х не без помощи Санто и иных рестлеров в маске. Только на этот раз в образе своеобразного "Санто" выступает другой человек, что носит маску, ибо у справедливости и закона нет лица - лишь образ. Получилось очень даже недурно.

Ну, а лучшим фильмом из подобных лент считается картина "Дьявол", снятая в 1977 году. Позволю себе процитировать краткое описание:

В тихом маленьком городке Дикого Запада произошла ужасная трагедия. Некий бандит Дэйв Боланд ограбил местный банк и похитил дочь директора банка. Чуть позже мы узнаем, что это не совсем человек, а некое существо, на шее которого висит магический медальон, дающий ему сверхъестественные возможности. Он насилует и убивает дочь банкира, оставляя на её груди выжженный знак с медальона. Банкир делает всё, чтобы найти убийцу и шериф ловит Дэйва в объятьях местной шлюхи, которую он также успел пометить этим знаком. Однако казнь не состоялась: за несколько секунд перед повешеньем Дэйв с помощью своих сверхъестественных способностей заставил местного бедняка Оскара выстрелить в веревку и вместе они пустись в бега. Однако во время погони Дэйв был серьезно ранен. В пещере он просит Оскара отомстить за его смерть во имя Сатаны и передает ему медальон. Теперь этот самый неумеха Оскар стал искусным стрелком, а жители всё того же городка будут в страхе ожидать появления нового насильника-сатаниста… 

Главное, что есть в этой работе, - это атмосфера. Настоящая атмосфера безумия, которой очень не хватало немалой доле хоррора категории Б той поры. Диалогов в фильме не так много, но напряжение, создаваемое игрой актеров, музыкальным сопровождением и перечнем иных мелочей, каждая из которых сыграла свою роль, - это напряжение можно смело резать ножом, словно сливочное масло. Есть фильмы, описать преимущества которых над иными творениями довольно сложно. Проще лишь посмотреть и убедиться в этом самому.


Комментариев нет:

Отправить комментарий